Узлы грузоподъемных машин (часть 1)

Узлы грузоподъемных машин (часть 1)

Механизмы грузоподъемных машин состоят из общемашиностроительных деталей и узлов и из специальных (стальные канаты, блоки, полиспасты, барабаны, тормозные устройства и др.). Применение специальных деталей и узлов обусловлено спецификой грузоподъемных машин.

Узлы грузоподъемных машин (часть 1)

Механизмы грузоподъемных машин состоят из общемашиностроительных деталей и узлов и из специальных (стальные канаты, блоки, полиспасты, барабаны, тормозные устройства и др.). Применение специальных деталей и узлов обусловлено спецификой грузоподъемных машин, позволяющих проводить строительно-монтажные и погрузо-разгрузочные работы.

Стальные канаты применяются в качестве тягового органа для грузоподъемных и других строительных машин, для строповки грузов, расчалки мачт и строительных конструкций вовремя монтажа и т. д. Изготовляются они свивкой из тонких стальных проволок диаметром 0,5-2 мм (реже до 5 мм) с пределом прочности при растяжении 140-200 кг/мм2. Проволоки предварительно свиваются в пряди, а затем пряди свиваются вокруг пенькового сердечника, который придает канату гибкость и удерживает внутри его смазку.

В зависимости от направления свивки проволоке прядях и прядей между собой различают канаты односторонней и крестовой свивки. Если проволоки в прядь и пряди в канат свиты в одном направлении, такие канаты называются канатами односторонней свивки, при свивке в противоположных направлениях — канатами крестовой свивки.

Стальные канаты должны обладать прочностью, гибкостью, долговечностью и не должны сплющиваться или раскручиваться во время работы. Эти свойства в наибольшей степени присущи стальным канатам двойной крестовой свивки, которые, как правило, и применяются в грузоподъемных машинах.

Для возможности выбора стальных канатов в стандартах и паспортах заводов изготовителей указана величина разрывного усилия каната в целом, определяемого непосредственно испытанием его на разрывной машине.
По нормам стальные проволочные канаты подбирают исходя из разрывного усилия каната в целом с учетом необходимого запаса прочности.

При выборе каната, кроме расчета его прочности, учитывают и срок службы, зависящий от диаметра огибаемых им блоков и барабанов; чем меньше этот размер, тем быстрее канат придет в негодность.

Критерием для определения надежности проволочного каната и пригодности его для дальнейшей эксплуатации служит количество обрывов проволок на шаге свивки и износ по диаметру проволок каната. Шагом свивки каната является расстояние между двумя метками, в котором размещается число витков, которое равно количеству прядей в канате.

Крюки являются основным наиболее универсальным грузозахватным устройством. К ним при помощи стропов, захватов, клещей и других приспособлений можно подвешивать различные грузы, как штучные, так и сосуды. Крюк нельзя применять, если на нем нет клейма завода изготовителя с указанием грузоподъемности.

Во время эксплуатации необходимо следить за надежностью крепления крюка в обойме и его состоянием. Крюки, имеющие отгиб рога, поверхностные трещины или износ, должны быть заменены новыми.

Полиспасты представляют собой систему состоящую из подвижных и неподвижных блоков, которые последовательно огибаются канатом. Блоки полиспаста собираются на осях в две обоймы: неподвижную и подвижную. Один конец каната закрепляют на подвижной или неподвижной обойме, а второй (сбегающий) — на барабане лебедки.

Использование полиспаста с подвижными блоками предоставляет выигрыш в силе но проигрыш в скорости. Из-за этого снижается передаточное число механизма, а значит вес и размеры лебедки.

Главной характеристикой полиспаста является его кратность, т. е. отношение скорости навивания каната на барабан к скорости подъема груза.

Барабаны предназначены для преобразования вращательного движения привода механизма в поступательное движение подъема, подтягивания либо опускания груза. Обычно, барабаны изготовляют цилиндрической формы. Однослойная навивка на барабан с канавками повышает площадь соприкосновения барабана и каната и увеличивает срок службы каната.

Многослойная навивка на гладкие барабаны используется тогда, когда надо снизить размеры барабана, к примеру, при большой подъемной высоте.

Барабаны делают из стального либо чугунного литья, в некоторых случаях из стальной трубы. Крепление конца каната на барабане должно быть надежно, доступно к осмотру и замены каната. В течение срока эксплуатации место крепления необходимо ежедневно проверять. Крепление конструкций конца каната основаны на применении сил трения.

Строительство и ремонт

Без рубрики